воскресенье, 14 июня 2015 г.

Заметки репетитора

Диме 7 лет, я не использую метод погружения, т.к. уровень у него недостаточный и занимаемся мы лишь 2 раза в неделю и только во время летних каникул, на даче.

В прошлом году мы с ним много играли уже и в своем блоге я описывала эти занятия, например, вот: We're going on a bear hunt http://mockingbirdforyou.blogspot.com/2014/07/we-going-on-bear-hunt.html

Этим летом я поставила для себя новую задачу: начать обучение чтению. Дима умный мальчик, по-русски уже читает, в шахматы играет, а для игры в шахматы он выучил латинские буквы. К тому же, мне очень хочется самой попробовать себя в этом. Меня еще раньше очень вдохновила статья Даши Поповой про обучение чтению на английском. 

 http://vk.com/wall-72378578_1117 

или http://english4.me/wp/skazki-anglijskogo-alfavite-obuchenie-chteniju/ 

 Начитавшись материала и утвердившись в желании приступить к делу я опять задумалась: у меня нет принтера, нет всех этих книжек в натуре, живу на даче, ездить распечатывать по 10р. за страницу не буду. Как же быть?

И села рисовать алфавит на большом листе (А3). Нарисовала оба и русский и английский- для наглядности сравнения. Линейку не нашла, рисовала на глаз, быстро, пока дочка спит. Строчки немного едут вверх, но так живее, и это ничуть не смущает. Преподавать можно и при свечке - убеждала я себя. А раньше интернета не было, не было ничего того, что есть у меня, так что нечего прибедняться! С планшета будем читать. Только до чтения нам еще далеко. 

 Мы провели четыре занятия, в течение которых я успела потерять свое воодушевление. Что меня заставило усомниться в необходимости обучения чтению? 

Во-первых, мешали рассуждения вот какого характера: что это за цель такая - чтение? Тут надо язык учить, слова, их значение, немного грамматики, построение простых фраз, а ты за чтение взялась! Чтобы он из букв мог сливать звуки в слоги, ничегошеньки не понимая? Учи его лучше языку в целом, а не одному навыку. - Вот что говорит внутренний голос. Говорят, надо вступить с внутренним голосом в спор, для начала понять, как его зовут, кто во мне говорит: не справишься, не с того начала! - Не мешай, отвечаю Я, дорогу осилит идущий. Мы вон сколько играем, придумываем, повторяем пройденое прошлым летом. Ему ведь и подглядеть негде - не читает. Скоро он почувствует себя увереннее, вспомнит всё и уже начнет опираться на записи. Тогда и о грамматике поговорим.

Во-вторых, у меня были ожидания, что выучить алфавит - это будет просто, но Дима никак не хотел повторять за мной "Эй-Би-Си". Мои ожидания не оправдались, для него, благодаря шахматам, латинский алфавит прочно закрепился как "А-Бэ-Цэ". Я ставила ему видео, где алфавит мелодично напевается, я высыпала на стол ему деревянные цветные буквы.  Это мое любимое задание, я представила ему каждую букву, словно шахматную фигуру, у каждой есть имя и правила игры. Он их может ощутить тактильно, перевернуть, повертеть на пальце или посмотреть сквозь них, как сквозь очки. Он складывал алфавит на время и определял буквы с завязанными глазами наощупь. Здесь, конечно же, пригодилась фраза No cheating! You can not see it, can you?

Еще мы играли в I spy with my little eye a green letter (pink, brown with dots, stripes...) - нужно было угадать какую, правильно её назвав, а не тыкнув в неё пальцем, еще здесь к изучению алфавита подключили повторение цветов. 

Словом, я старалась ему помочь усвоить новые названия играя, а не зубря. И только к четвертому занятию он одарил меня новой надеждой: он усвоил новые, английские названия почти всего алфавита. Я проанализировала причину его упрямства в произнесении букв по-латински, казалось, он даже не пытался за мной повторить буквы правильно. И теперь я поняла: переучиваться поначалу нелегко. Я вспомнила как я начинала учить испанский, как мешало мне знание французского! Мозг сначала выдает то привычное, что уже когда-то усвоил, защищаясь от выполнения новых задач. Странная штука, но с этим приходится считаться. Так и в случае с Димой, есть запрос на иностранный алфавит - значит память выдает "А-Бэ-Цэ".

Но всё же нам удалось сдвинуться с места, воодушевление ко мне вернулось. Значит не зря все это было затеяно. 

Кроме этого мы продолжаем играть, обыгрывать книги, вспоминаем пройденое в том году. С какой же радостью мы снова пошли на медведя! По тропе Michael Rosen "We're going on a bear hunt". У нас и медведь сохранился с прошлого года, а дочка моя подыграла, догоняла нас, накрывшись этим большим картоном с нарисованным зверем. И еще, наверное, не раз сходим на медведя.

А еще мне огромную пользу принесли материалы Елены Бобковой (доступные в рамках проекта ИнглишонОК http://cs622717.vk.me/v622717201/30dda/xIOolc0fm88.jpg ), мы провели несколько простейших експериментов, которые очень интересны для детей этого возраста. К примеру, эксперимент с монеткой под стаканом - опять тренируем глагол can see/can't see.

И повторили цвета, когда рисовали на молоке Color changing milk trick. И сравнивали свойства соленой и пресной воды. Здесь хорошо усвоили can drink/can not drink, а про яйцо, которое остается наплаву, сомневаюсь что отложилось: does not sink, it floats!

Этими экспериментами я не столько английский преподаю (слишком много приходится говорить по-русски), сколько поддерживаю его увлеченность и мотивацию к занятиям.

На этом я пока завершаю свой увлекательный рассказ.


To be continued... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий