суббота, 31 июля 2021 г.

Байкальское Кольцо XXI век


Я хочу рассказать всему свету о масштабном проекте, с не менее масштабным названием

Детская Научно-Исследовательская Экспедиция "Байкальское Кольцо XXI век", который успешно существовал пять лет начиная с 1991 г. 



Пионерский лагерь? - Не совсем. Скаутская организация? - что-то похожее, пожалуй, в плане подготовки детей к самостоятельной жизни в палатках, но главная идея была гораздо объемнее в научно-образовательном смысле. 


В экспедиции 1995 года было десять отрядов, разных научных направлений: археология, гидробиология, география, геология, орнитология, спелеология, экология, этнография, а так же был отряд Робинзонов (это школа выживания), и творческий отряд Вдохновение (журналистика). 



Меня в то время мало что могло всерьез заинтересовать, я не была любознательным или общительным ребенком, все чего мне хотелось - было рисование. Поэтому я пошла в отряд с названием Вдохновение. Тут можно было выражать себя в любой удобной форме, а также иметь возможность внедриться в любой из отрядов, чтобы понять чем живут, и составить репортаж для собственной газеты. Хотя и это мне не очень подходило: общаться я не любила, чего-то боялась, не умела и двух слов связать, так что репортер был из меня никакой. Зато иллюстратор - вот это можно. 


Это мои акварельные этюды


Помню, папа подал идею для первой статьи и я рисовала иллюстрацию: костровище, котелок, в котором кипит чай, а вместо заварки туда опускают штанину. Статья называлась "Чай из гачи", а вся игра слов строится на путаннице: "гача" и "чага". Надеюсь, вы знаете слово чага, это березовый гриб, который можно заваривать, как чай, а школа выживания учила использовать разнообразные съедобные растения прибайкалья. Некоторые читатели могут не знать слово "гача", я поясню. Это такое региональное обозначение брючины, о котором москвичи и не слыхивали даже: ну, точно как у рубашки - рукава, у штанов - гачи. По-моему, каламбур лишь подчеркивает суровость испытания, потеряешься в лесу - заваривать придется собственные брюки.


***Текст для статьи в полевую стенгазету, скорее всего, писала Аля, моя старшая сестра, она уже в 15 лет проявила свой талант поэтессы, а уж прозу-то писала с самого детства: сказки, истории и, кажется, бралась за повести.


Каламбур родился из журналистской ошибки, вот та самая статья из "Советской Молодежи" где перепутали эти слова.




Мой отец сейчас говорит, что эта путанница произошла по его вине:

"Помню, разыграл я Татьяну Николаевну, сказав, что гриб называется гача. Потом в Советской Молодежи вышла заметка про "чай из гачи".. 


Папа говорит о замечательной Татьяне Николаевне Тихоновой, журналисте, ведущей детских радиопередач, она и была инструктором нашего отряда Вдохновение. 

На этой фотографии она в центре, в белой футболке с цветочным рисунком.

Скоро я назову всех по именам, но пока, чтоб никого не обидеть, скажу лишь, что моя сестра Алина внизу слева в красной футболке. Меня на этом фото нет, и это не полный состав отряда "Вдохновение".


***Представляете, только теперь, двадцать шесть лет спустя, я решила попробовать то, что мне не давалось раньше. Сегодня я жажду общения и испытываю необходимость что-то написать, хоть я и чайник в журналистике или блогинге, но очень надеюсь, что мой труд прочтут и стиль оценят :) А еще больше я надеюсь на то, что эстафету примет кто-то еще из участников или инструкторов экспедиции и расскажет свою историю. 

Получится ли у меня 26 лет спустя найти участников экспедиции и заинтересовать своей идеей? Непросто рассказывать о событиях детства, ничего не наврав и не приукрасив, - четверть века прошло! Ревнителей достоверности приветствую, и приглашаю на интервью. Вот мои аккаунты в соцсетях:

Антонина Боровская вконтакте

Антонина (Tony Sky) facebook

Антонина в instagram



ДЕСЯТЬ ПРИЧИН НАПИСАТЬ МНЕ:


  • Вы - руководитель или участник той замечательной экспедиции

  • Вы все еще храните дневник с записями об экспедиции

  • У вас есть фото или видео, которыми хочется поделиться (или знаете, где их найти)

  • Вы помните интересный случай из жизни лагеря

  • Экспедиция стала прекрасной школой жизни или ориентиром в мир науки, увлечение, переросшее в вашу профессию

  • Открытия, достижения вашего отряда имеют научную или практическую ценность

  • Вы приобрели друзей на всю жизнь

  • Первая любовь, первый поцелуй

  • Там и тогда вы стали писать стихи, песни, открылся талант...

  • Вы выучили песни, научились играть на гитаре, приобрели новые навыки чего-либо.

 


Первое интервью уже опубликовано!

Ниже вы найдете на него ссылку, а сейчас прочитайте мое предисловие.


Войдя в журналистскую роль, я начала с самого интересного - взяла интервью у одного из руководителей отряда Робинзонов, в свое время научившего меня основам выживания в лесу. Сразу должна сказать, как мне повезло, ведь самый главный Робинзон - мой отец.

Справедливости ради, должна сказать, что руководителей у школы выживания было два: Игорь Петрович Боровский и Николай Михайлович Боб. Но взять интервью у Николая Михайловича пока не получается у меня, - он Робинзон другого уровня - не имеет этих всех ватсапов, соцсетей и часто находится вне зоны доступа. Хотя именно благодаря недавней встрече Игоря и Николая, где они обменялись ценным архивом, мы имеем возможнось рассмотреть старые снимки и даже скачать видео.

А теперь я расскажу немного о собственном опыте юной походницы. Мне было тогда 11 лет.

Незадолго до предстоящего путешествия папа возвращался домой с большой охапкой пустых пластиковых бутылок. Зачем? - он не сразу удовлетворил наше любопытство, заставив помучиться в догадках. Тара должна была быть сухой. И ее было недостаточно, поэтому было сказано впредь все бутылки собирать и просушивать, а тем, кто будет спрашивать, отвечайте: готовимся к войне. Это несуразное объяснение одиннадцатилетнюю меня не убедило, - сражения на бутылках?! Но я питала фантазии о строительстве большого плота. ⛵


Оказалось все намного банальнее: все сыпучие продукты как крупы, соль, сахар были пересыпаны через воронку в эти самые пластиковые бутылки. Процесс подготовки мне нравился: я видела насколько утрясаются разные сыпучие вещества, постукиваниями по стенкам можно добиться того, что в бутылку войдет еще 20% объема. Таким образом я усвоила на всю жизнь таких три требования к упаковке: прочная, непромокаемая, лёгкая. Даже спички были упакованы в коробок из-под драже Тик-так. 

Тщательно отбирались все вещи, предпочтение отдавалось тем, что имели наименьший вес, объем, а также  наибольшую функциональность.


Благодаря папе и его книжке о лекарственных травах Прибайкалья я узнала борщевик, - вполне безобидное и съедобное растение, помню как срезала и очищала стебли для салата. Именно это растение упоминается на видео, где юные робинзоны делятся секретами выживания.

Но сегодня большую известность в центральной части России приобрел Борщевик Сосновского - ядовитое растение, сок которого образует химический ожог на коже. Это очень крупное зонтичное растение быстро захватывает огромные участки земли и на борьбу с ним командируют спецотряды. Находясь на даче под Москвой, я постоянно любуюсь этими могучими зарослями выше роста человека, но делаю это на расстоянии :)

Важным этапом подготовки к экспедиции для всех юных участников без исключения стал не просто какой-то медосмотр, а полная диспансеризация. Происходило это во дворце спорта г. Иркутска (стадион "Труд"). Терапевту нужны были самые точные показатели, поэтому врач попросила нас снять всю одежду перед взвешиванием, даже трусы. Это требование не могло не возмутить нас. Моя старшая сестра, уже тогда ревностная христианка, с укором спросила: может, и крестик потребуете снять? - Врач почувствовала негодование и не стала накалять атмосферу, разрешила крестики оставить.

После экспедиции все участники снова проходили тщательный медосмотр, где и фиксировались изменения - все дети прибавили в росте за месяц активной жизнедеятельности на берегах Байкала.


А вот чем именно занимались дети можно узнать отсюда:

Интервью с Робинзоном

1 комментарий:

  1. Байкальское кольцо - это очень круто ! пошел искать дневник:)

    ОтветитьУдалить