среда, 18 ноября 2020 г.

Билет в детство

Где-то есть город, тихий, как сон,
Пылью тягучей по грудь занесен.
В медленной речке вода, как стекло.
Где-то есть город, в котором тепло.


Кто в детстве не ходил в художку, признавайтесь? Я ходила. С 6-го по 9-й классы, 4 года. Была старательной ученицей, даже подающей надежды. Знаю, учительница меня любила, может, даже выделяла среди других. Я тоже любила и рисование, и учительницу, и школу искусств в целом, считая это заведение главнее общеобразовательной школы, ведь там я действительно выросла. 


Областная Школа Искусств г. Иркутска, на ул. Желябова, 9. Тогда было серым зданием, (сегодня облицовано жетой фасадной плиткой), со скульптурой во дворе в виде греческой богини - Музы. 

Я училась у Светланы Павловны Юшковой. Моя мама утверждает, что все они были выпускниками Иркутского Училища Искусств, а Юшков, чью фамилию взяла Светлана Павловна, был однокурсником моих родителей. 

слева: Светлана Павловна, я, (преподаватель по истории искусств ....надо вспомнить ФИО)

Я пришла в этот кабинет очень скромной и застенчивой девочкой. Мой маленький мир разворачивался в пределах одного мольберта, одного листа. Там мне было очень уютно и комфортно, а вот людей я боялась. Одногруппников боялась.

Помню, когда мой рисунок повесили на доску, чтобы показать всему классу удачный пример, а мне нужно было продолжать над ним работу, - мне хотелось сквозь землю провалиться вместе с этим рисунком. Сама не знаю, как сняла его и дошла до рабочего места. Настолько я была застенчива. Светлана Павловна замечала это и, нужно признать, была очень деликатна с учениками.


А потом, через год, через два, у меня появились подруги. С ними мы стали выходить на переменки и делиться перекусами. Я часто брала с собой 'choco pie' и мы делили его на четверых: мне, Ире, Тане и Юле. Наши переменки постепенно затягивались больше чем на 5 минут. Мы выходили пообщаться. Даже, кажется, общение стало важнее рисования в какой-то момент. Светлана Павловна лишь головой качала. Наверное, ей больше нравилась та, застенчивая и усидчивая Тонечка первого года обучения. А мне уже нравилось то, что дарила дружба: мы дурачились, шутили и шалили.


Самое яркое воспоминание у меня об одной проделке: окна нашего кабинета выходили на крышу входного холла. Был март, конец зимы, снег шапками лежал на крыше, его необходимо было сбрасывать лопатами. Лопата лежала, рабочие ушли, преподавательница тоже отсутствовала. Мы вылезли на эту крышу (на фото выше можно увидеть, окна кабинетов второго этажа действительно расположены над этой крышей). Конечно, же, мы помахали лопатой немного. Жуть как трусили: вдруг нас застукают! Но ощущения восторга от собственной храбрости и непослушности взяли верх над здравым смыслом. В класс мы вернулись совсем скоро, оставляя за собой мокрые следы на подоконнике и на полу возле батареи. 


Потом мы исследовали и подвальные помещения. Просто попробовали пройти по привычной лестнице в непривычном направлении - в цокольный этаж. Было интересно красться по неосвещенному коридору, заглядывая в комнаты, где горел свет. Такая игра, пройти до конца и остаться незамеченными. Что же было в конце? А там, оказывается, был выход на сцену актового зала, - получается, мы прошли под зрительскими местами и под сценой! Нам слышен был женский голос из зала, похоже, шла репетиция. В итоге нас все же засекли, - мы бросились наутек! Женщина не последовала нашей дорогой, она пошла верхним путем, через холл. И заметила бегущих детей. Мы плюхнулись на скамейку отдышаться. 

Она строго спросила:

 - "Это вы были там?" 

 - "Где?" - не растерялась Юлька.

Женщина развернулась и ушла, у неё не было никаких доказательств. А я была как никогда близка к провалу. 

- "Юля," - сказала я, "а ведь я чуть было не ответила той женщине 'НЕТ', вот бы влипла!"


Еще мы любили задерживаться в кабинете скульптуры, по-нашему 'лепки'. Учитель доверял нам ключ от кабинета, который потом мы оставляли на вахте. То был особенный кабинет: сокровищница работ из глины. Мы разглядывали фигурки, вдохновлялись и лепили что-то своё. Помню одну дипломную работу, композиция на тему детской сказки про варежку, которая вместила в себя много лесных жителей. Мы добавили к ней заплатку, фактурную, со стежками. Это стало сюрпризом для её автора, кажется, приятным, - заплатка так и осталась на той варежке :) 


А еще мне вспоминается одна пикантная шалость. Наш одногруппник Коля выполнял автопортрет. Голова была полой, как перевернутый кувшин, он снимал её с подставки, а внутри неё был припасён кусок влажной, мягкой глины, для дальнейшей работы, наращивания объемов, деталей, и тому подобного. Не помню, кому пришло в голову придать этому куску глины форму фаллоса… но на следующий урок, когда пришел Коля и поднял свою скульптуру, то, увидев наш сюрприз, разразился громким хохотом. 


Вот, собственно, и все подвиги. Еще отдельная радость карманных расходов по дороге домой, которые мы делили в том же составе: Ира, Таня, Юля и я, заходили в кафе "Нерпенок", что располагалось прямо у цирка. В нем был очень советский кондитерский ассортимент: ромовые бабы, эклеры, безе, корзиночки, пирожное мраморное…  

И помнится еще один адрес по дороге из школы: обязательное посещение магазина приколов "Смешные ужасы".


Однажды мы собрались нашей группой через пару-тройку лет. Помню, Светлана Павловна очень поразилась тому, что я выбрала другое направление - я поступила в ИНЯЗ. Будет интересно и об этом написать когда-нибудь. 


***

Дальняя песня в нашей судьбе,
Ласковый город, спасибо тебе!
Мы не приедем, напрасно не жди -
Есть на планете другие пути.

***

А теперь резкий переход от воспоминаний к назиданиям. И с чего я решила, что могу давать советы опытным учителям, - сама не знаю? Тогда эти советы адресованы не кому иному, как мне самой:

🔆 Подростки - это очень классный возраст, полный поиска нового опыта, жажды открытий, немного риска, адреналина, общения, развития социальных навыков. Все это нельзя игнорировать, более того, это можно и нужно направлять на помощь учебному процессу. Все это мы искали вне класса, можно ли было нас вернуть в кабинет? Сейчас мне думается, что да.


🔁 Из методики преподавания английского я выучила много терминов, взять к примеру Interactive patterns - я бы перевела, как способы взаимодействия, но может, где-то есть более точный перевод. Речь о взаимодействии учителя и учеников, работу можно организовать не только индивидуально, но и  в парах, в мини-группах, разбить класс на команды, обратную связь тоже нужно предоставлять ученикам, они могут научиться оценивать друг друга конструктивно и тактично. Думаю, ученикам было бы интересней учиться в таком классе, где и им принадлежит немного инициативы. 


☸ Где-то я подслушала эту идею: общение на уроке не должно напоминать схему колеса, где: учитель - центр, ученики - по периметру, а каналы взаимодействия - это спицы (учитель-ученик). Более эффективное взаимодействие на уроке должно напоминать паутину:  в отличие от "колеса", в "паутине" добавились каналы взаимодействия между учениками, а учитель по-прежнему в центре, как фасилитатор (учитель-ученик и ученик-ученик). Это осуществляется в групповых проектах, работой в парах, минигруппах, распределением ролей, оцениванием друг друга, самооценкой, обратной связью ученик-ученик. 

🔆 Школа учит, что списывать друг у друга нельзя, все работы оцениваются индивидуально. Но в жизни как раз пригождаются другие навыки - навыки эффективного взаимодействия друг с другом, взаимовыручки, обмена опытом. Когда же школа будет учить мягким навыкам, тем, что нужны в жизни?

Комментариев нет:

Отправить комментарий