пятница, 29 мая 2020 г.

Сказочное детство

Где-то есть кукарямба...
Посвящаю это творение моей милой и необыкновенной Тае. 

Это история про Пеппи Длинныйчулок, сошедшую с обложки пластинки и поселившуюся рядом со мной, когда я была еще маленькой девочкой, лет пяти.
Это было в городе Иркутске, в унылом спальном районе под названием Первомайский. Серые панельные пятиэтажки, школа, магазин, троллейбусная остановка. Но вдруг между домами промелькнула маленькая фигурка с огромным чемоданом в руке.


Кто она? И откуда? Ведь в микрорайоне Первомайском нет порта, куда заходят большие корабли! Более того, у нас нет моря! А появилась она из вот такой удивительной машины:


Сейчас бы я назвала её Машиной Времени. Но тогда все звали эту штуку просто: проигрыватель. Конечно, это не патефон, о чем я тогда очень жалела, ведь куда роскошнее смотрелась бы большая блестящая труба! Такую вещь можно было бы и посреди зала хранить и натирать до блеска, как самовар. Но скромной машине скромное место - в углу, на полке, которую и не видно было, пока не закроешь дверь в комнату, где мы находимся.

Помню бархатную щеточку, для протирания пыли с пластинки, помню, как училась аккуратно устанавливать лапку (а кстати, как эта штука зовется?) на виниловый диск, который нужно было так беречь! Ведь каждая малая царапинка портит качество звука, и к тому же, пластинка могла заедать на одном и том же месте. До сих пор слышу голос Дюймовочки: "Я терпеть не могу ни мух, ни комаров!... Я терпеть не могу ни мух...." Но это другая сказка. (Уже вышла из употребления фраза "смени пластинку"?). А если сломается игла?! О нет! Её невозможно починить, ей придется искать замену, пока еще есть в продаже иглы для проигрывателей? Или уже все крутят аудиокассеты?  Вообще, скоро проигрыватели вымрут, грядёт новая эра, перестройка - и хлынут на постсоветское пространство магнитофоны Sony. 

Тоня 3 г. и Аля 7 л.

Но пока две маленькие девочки, сестрёнки  Аля и Тоня, достают свою самую любимую сказку на двух дисках, поэтому у этой обложки есть вот такой разворот.

Встречайте: Пеппилотта-Виктуалина-Рольгардина Длинный Чулок, или попросту Пеппи. Моя старшая сестра представляла себя рыжей чудачкой, ведь у неё тоже были веснушки! Мне оставалось быть Анникой, а я и рада была - роль Анники попроще: прилежная и воспитанная девочка в чистеньком платьице. А вот Пеппи - она не как все. У неё много идей, озорства, если грать - то в пиратов, если бегать - то по крышам! Пацан в юбке - конечно, ведь она росла на корабле с отцом-моряком! Пеппи - самая сильная девочка на всём белом свете! У нее есть белая лошадка и маленькая обезъянка. А что же было у нас? Велосипед вместо лошади - уже не плохо. Мы отправлялись во двор и напевали любимые песни с пластинки, они же песни из одноименного музыкального кинофильма Про Пеппи Длинный Чулок 1984 г.

Кажется, мы и похожи были очень-очень на этих девчонок с экрана.

Стихи Юлия Кима
На музыку Дашкевича
Пиратская (отрывок)
Эх, раз-два-три-четыре-пять,
Вышла погулять
Страшная пиратка Пеппилотта
Длинныйчулок!
Эх, дайте сюда
Полосатого кита,
А хочете, давайте кашалота!
Эх! Хорошо!

Йо-хо-хо, мои голубчики,
Разбойнички и душегубчики,
Мы всем покажем, йо-хо-хо,
Север-запад-юг-восток!

А вот эту я недавно напела уже для своей дочки, чем очень заинтриговала её, - мама, включи! включи! Там где она поет 'вру' и 'рву', 'рву' и 'вру'...

Песня о вранье (отрывок)
Конечно, я вру,
Все время я вру.
Встаю поутру - вру,
Хожу по двору - вру.
Беру по ведру,
Иду по воду,
Обратно иду - вру,
Сижу во рву,
Цветочки рву
И вру, вру!
А может, не вру?
Вы откуда знаете,
Что это болтовня?
Вы же не бываете,
Где бываю я!
Где-то с нами рядом
Бродит кукарямба,
Что за кукарямба,
Где о ней прочесть?
Сама никогда не слыхивала,
Не читывала, не видывала,
Но если я ее выдумала -
Значит, она есть!
Значит, есть кукарямба,
Где-то есть кукарямба,
Только кто нам ответит
И расскажет тогда,
Где живет кукарямба,
Что жует кукарямба,
Сколько весит
И кто она?!

А вот эту песню тоже необходимо упомянуть, так как я нахожу отголоски первых строк в одном алькином произведении, ниже приведу и его.

Песня полицейского (отрывок)

Наш  городок
Не низок, не высок,
Не близок, не далек,
Не первый, не последний.
А он такой,
Не грустный, не смешной,
Не толстый, не худой -
Он средний.
Немножко асфальта,
Немножко бетона,
Немножко зеленых посадок,
Но то,  чем он горд -
Не море, не порт,
А полный порядок!
Порядок!



Мы жили в СССР конца 80-х, где уже назревали большие перемены. В искусстве острее обозначалась тема противодействия системе. Наши родители жили бардовской песней, фестивалями на реке Олхе, которые были островками свободы и инакомыслия. Отец познакомил нас со стихами, которые таят глубинные смыслы, и их необходимо научиться видеть, как читать секретные послания по узорам восточных ковров.
Аля полюбила поэзию. У неё уже появлялись первые стихи на темы школьных сочинений. Однажды было заданно написать о школе. Они с папой неплохо потрудились, состряпав очень веселое стихотворение, посвященное 35й школе города Иркутска. 


Школа номер тридцать пять,
Что о ней могу сказать?
Ни первая, ни последняя, 
Одним словом, средняя.

Тот кто строил эту школу, 
Не годится никуда!
Потому что в этой школе
Всюду капает вода.

Тот кто в школе учится,
Долго будет мучиться,
Потому что десять лет
Он пальто таскает вслед.

Ну зачем мне многочлены,
Функции и формулы?
Если жизнь моя - арена, 
А друзья все - клоуны.

А вобще-то, всем спасибо,
Трудно с нами справиться.
Будем грызть науки глыбу,
Кто-нибудь отравится.



И я теперь совершенно точно могу сказать, почему у нас не было книги Астрид Линдгрен, - потому что в книжке вы не найдете той идеи, что есть в фильме, как не станешь перечитывать Приключения Барона Мюнхгаузена, посмотрев фильм с Олегом Янковским. Я очень благодарна родителям, которые прививали нам высокие ценности. Ведь нас окружала не просто серость, все было гораздо хуже: уровень преступности в спальных районах обычно выше, чем в центре, наши сверстники уже проверяли мир на прочность, кто-то попал в колонию для несовершеннолетних, кого-то уже не было в живых. Приближались девяностые. СССР распадался. Творились большие перемены.

Теперь мне кажется вполне понятным и обоснованным импульсивное решение Али бросить школу. Она была тогда в седьмом классе. О боже! Что дальше? А разве можно? Но родители не испугались. Она действительно больше не ходила в ту школу. И не сразу стали искать какую-то другую. Не могу сказать точно, сколько она пропустила, может год, может два. Мы уехали из Первомайского. Мы перебрались в центр. Это было лучшее, что могли сделать для нас родители. Ах да, теперь мы поступили в школу искусств и четыре раза в неделю ездили от Площади Декабристов до Площади Кирова, чтобы рисовать. Я полюбила художку, ведь я там чувствовала себя особенной, даже талантливой. А сестра, оказывается, не очень любила рисовать. Довольно сильное признание сейчас, учитывая, что это и есть её ремесло - она иконописец.

С точки зрения младшей сестры весь этот скандал со средней школой казался мне проявлением алиной слабости. Я никогда не одобряла её решения и не последовала бы её примеру. Сегодня я уже смотрю на события прошлого с точки зрения матери. Я читаю своей дочке про Пеппи, которая мечтает о школе, в которой учебная четверть длится лишь три дня, а потом наступают каникулы! Ведь каникулы - это лучшее, что есть в школе, а если ты не ходишь в школу, то у тебя, получается нет каникул? Это нужно исправить.

И теперь я увидела закономерность, моя сестра - Пеппи и она просто не могла не бросить школу. Она усвоила урок на отлично. Родители, будьте внимательней к сказкам, которые любят ваши дети: они о многом вас предупредят. А если вам интересна дальнейшая судьба моей старшей сестры, то она сама расскажет вот в этом интервью что изменилось, и когда она нашла свое призвание, а для публичности она использует теперь  псевдоним - Полина.


Сейчас я снова смотрю такие фильмы как Пеппи Длинныйчулок, Обыкновенное Чудо, Убить Дракона, да даже Дон Сезар Де Базан, уж до чего детский фильм! - и удивляюсь, какие тексты, какой юмор, какая злободневность! Снова нужны герои, ломающие стереотипы, бросающие вызов системе. Неужели опять будет развал СССР?

Появляющийся в последней части отец Пеппи, - его исполняет Михаил Боярский, первый наш с сестрой любимый киноактёр, - наводит настоящий порядок, указав на того, кто действительно жулик, а кто - нет,  и прогоняет господина Стефенсена, человека с большими амбициями. 

Песня Мистера Стефенсена
Дайте мне срок, наш с вами городок
Поставят наравне, ну, скажем так, с Парижем.
Длинныйчулок разгладится, как шелк,
И будет хорошо пострижен!
Масса сирот найдет себе приют,
Забыть отца и мать их попросту обяжут!
Длинный чулок прикусит язычок
И будет повторять, что скажут!

Детям любым режим необходим,
Наши труды дадут свои плоды,
Все перетрут терпение и труд,
Взялся за гуж - так будь при этом дюж!

Поменьше фантазий, поменьше поэзий,
...................................
А мы как всегда
Равняемся на
Полнейший порядок!

Многоуважаемые граждане!
Приходите с вашими детьми:
Сделаем мы их тоже такими же
Многоуважаемыми!



Но главный жулик бежит, испугавшись Капитана Эфроима Длинныйчулок. Город спасен, отец забирает дочку в дальние странствия по морям. Вот чего я никогда не могла понять, так это то, что Пеппи выбирает остаться в этом городке с Томми и Анникой, отказавшись от путешествия под парусами. А ведь это и была та жизнь, которая сделала её такой особенной. И теперь, она остается на суше и так легко прощается с отцом? - небывальшина! Впрочем, в сказках всегда неправдоподобный финал. 



Прощальная песня
- Эге-ге-гей! - голоса морей
Бьют веселой волной в корму:
- Эй, снимайтесь скорей
Со своих якорей,
А иначе моря ни к чему.

Иначе не увидишь,
Какие есть на свете
Края и небеса,
Зато как в море выйдешь,
Гуляй по всей планете,
Смотри во все глаза.

Эге-ге-гей,
Не грусти, моряк,
На прощанье рукой взмахни,
Видишь, ветер какой,
Видишь, парус надут,
И волна за волной
В путь-дорогу зовут,
До свиданья, друзья мои!
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий