четверг, 25 марта 2021 г.

Борис Михайлович Степанов. Мой дед - художник



Мой дед по материнской линии. 

Годы жизни: 2 октября 1918 г. - 7 октября 1993 г. (75 л.)

Мне еще не исполнилось десяти лет, когда его не стало.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Самое сложное во всей этой моей затее написать о прошлом, - это то, что я имею дело с обрывками своих воспоминаний о человеке, которого я видела на исходе его жизни, а хочу-то описать сильную личность, талант и волю к жизни. Мне ведь и написать-то нечего. Я помню шаткого однорукого старика, он уже терял равновесие, ходил, опираясь на стул впереди себя, не выходил из дому. Я помню кровавый след на стене в ванной, - он падал и ударился головой, а схватиться не мог. А ведь это был сильный человек, мне достался лишь самый незавидный кусок его биографии. Чтобы оживить более ранние воспоминания приходится терзать маму своими расспросами. Но я рада, что такая важная, надсуетная тема занимает наши мысли, нашу переписку, что я смогла получить отклик и от Алины (моей старшей сестры), и она еще поучаствует в этом повествовании.



Семья Степановых: супруги Елизавета и Борис, дети Оля и Леночка.


Моя мама смотрит сейчас на эту фотографию и у нее сжимается сердце, она видит своих родителей худыми и измотанными. Расспрашиваю, что за время было, голодали ли, мама поясняет так:


Это ещё на старой квартире. По меркам военного времени это не голод. По меркам сегодняшней жизни - голод. Конфеты и тортики были редкостью. Но я не помню, чтоб мы от этого страдали. Фантики собирали в коллекцию. В детстве все хорошо было, деревья были большие,  деревянное крылечко. Тропинка до калитки и дальше до деревянных ворот, которые открывали в ручную, когда дядя Ваня вьезжал на своём крошечном "москвиче".

Елизавета и Борис Степановы, мои бабушка и дедушка

У женщин жизнь была просто ужас. Толстых не помню. Стирали на руках, за водой ходили за квартал или три. У нас у первых во дворе появился телевизор,кажется "рекорд". Весь двор приходил посмотреть.

Потом стиральная машина "белка" появилась, мы её на новую квартиру взяли.

Нам детям было весело, лазили по заборам,  устраивались играть под деревьями, играли в прятки. Счастливая пора.



  1. МОЙ ДЕД - ХУДОЖНИК


Для меня мой дед - это прежде всего художник и фронтовик, волею злой судьбы, оставшийся без правой руки. В комнате той квартиры, где мы прожили несколько лет, висела его картина, точная копия Крамского "Лунная ночь", я смотрела на нее и видела там молодую бабушку. Наверное, чувствовалось та любовь к Елизавете, что он вкладывал, когда писал ее. А, может, просто он придал той женщине с картины черты лица своей жены, ведь писал ей в подарок.


Фрагмент той самой картины, написанной моим дедом. 


А так же помещаю репродукцию сокровищ Третьяковской галереи.

Крамской "Лунная ночь" 1880 г.


Мне кажется, мой дедушка был художником высокого класса, с поразительной точностью он выполнял копии картин. У него было много заказов. Подарил Василию (брату Елизаветы) копию полотна Шишкина "Три дуба". Если б вот только можно было взглянуть на другие его творения - ничего не осталось кроме пары незаконченных холстов с разметками композиции.


 Вот эту "Березовую Рощу" Куинджи я запомнила наполовину недописанную, приоткрывавшую секреты мастерства: разметка в клеточку, тонкий карандаш обозначил очертания каждой детали. Остается нанести нужный цвет на нужное место. Моя мама так и сделала совсем недавно ко столетию со дня рождения Бориса Михайловича, за что ей большая честь и хвала. Здесь в левом верхнем углу сохранились краски, положенные Борисом, а нижняя правая сторона написана рукой его дочери Елены.

А вот какие сохранились у нас карандашные автопортреты.


Продолжение воспоминаний:
3. Ветеран ВОВ, 4. Сын "Врага Народа"

Комментариев нет:

Отправить комментарий