суббота, 8 октября 2016 г.

Учусь учить


Я - учитель. Хочу порассуждать о двух противоположных методах обучения иностранным языкам: метод погружения и метод замещения.  Сейчас я нахожусь в некотором поиске компромисса между ними.

Раньше я работала частным репетитором со взрослыми студентами. Это были уроки с подачей материала по-русски и выполнением заданий на отработку грамматики и лексики. Сознательным студентам - сознательный метод. И тогда я бы низачто не подумала заниматься с малышами. Английский для дошкольников - это серьезно? Программа для детского сада, - а это разве работает? Но зачем, какие должны быть цели? Я не верила и не одобряла.

Но время прошло, я получила новый опыт, сначала как мама билингва, а потом и попробовала заниматься с чужими детьми и мне понравилось. Естественно, никакой подачи материала по-русски, никаких упражнений. Только игра, эмоции, понятные детям, артистизм и интонация,  звукоподражание и песенки. С сентября 2016 стала работать с группами учеников. Теперь я позиционирую себя по-новому, я учитель английского для дошкольников. Отдаю предпочтение методу погружения, и верю, что он самый правильный и интересный для работы с детьми до четырех лет.
Но я натолкнулась на большую проблему: для эффективности этого метода необходимо большее количество часов, чем для классической дошкольной программы. Когда я ограниченна по времени, тогда возникают более четкие цели и задачи, ограничивается и объем материала.

Уже на первом занятии я почувствовала, что нужно перестать быть радио и тараторить все что вздумается. Нужно следить за тем, что говорю и упрощать. Проблема выбора встала буквально с приветствия. Здороваться с ними только "Hello" или добавить вежливое "Good morning", "Good afternoon"? Представляюсь: "My name is..." или я уже сказала "I am Antonina?"  решаю: нет, пусть уж тренируют первый вариант, и с каждым отрабатываю одну фразу. "My name is..." Пятнадцать человек, вытягиваю из некоторых с бооольшим трудом. Пятнадцать минут прошло - а это полурока! Шок номер один.

Шок номер два ждал после окончания этого урока: этажом ниже у меня был урок с малышковой группой, с ними нужно заниматься только раз в неделю по пятнадцать минут! В комнате сидело двое трехлеток: мальчик и девочка. Девочка заливалась слезами. Мальчик заканчивал играть с кинетическим песком. Спокойно, - говорю себе. Обучение отменяется, начнем с установления контакта. Дважды пыталась отвлечь или успокоить девочку, ласково и игриво, но не слова по-русски. Трата времени. Берусь за мальчика. Слушает, удивляется, следит и как будто понимает! А как тут не понять? У машинки глазки, раз, два! Носик, и у тебя и у меня. Голубая машинка, желая машинка. Все идёт чудесно. Делаю выдох, смотрю на время, собираюсь с мыслями. Девочка по-прежнему рыдает, воспитательница тщетно пытается ее отвлечь. Мальчик: "Давай игать в мафынки!" - соглашаюсь, играю по-английски. Пятнадцать минут проходит. Бай-бай! Увидимся через неделю.

Я очень боюсь, что однажды скажу руководству, что не вижу смысла в таких редких и коротких занятиях, что это полный бред и не ждите тут результата.

Так что сегодня я снова задаю те самые вопросы: английский для дошкольников - это серьезно? Программа для детского сада - а это разве работает? Но зачем, какие должны быть цели?
Я ведь уже поверила в то, что в занятиях иностранным с малышами есть смысл. И теперь мне нужно обратно перестраиваться на планирование и делать отбор самого важного для программы, единственного варианта той или иной идеи.  И, если в первом случае, я перестроилась на метод погружения буквально в один клик, то теперь обратно переходить как будто болезненно. Хочется бросить кличь, отзовитесь дошкольные учителя английского, научите меня: как?!

1 комментарий:

  1. Как обещала - рассказываю свои мысли.
    Сначала про двухлеток - ну тут совершенно ясно, что цель - только познакомить с языком, настроить, и тут я бы как раз не сильно упрощала речь, зато много раз повторяла пальчиковые игры, песенки, подбирала разный игровой материал, но с одними и теми же задачами - цвета, счет, название основных игрушек и животных и частей тела. И больше не успеешь скорее всего. В пальчиковых играх и песенках чтоб были основные понятия: большой-маленький, быстро-медленно, вверх-вниз, счет опять же, сесть-встать-попрыгать-похлопать. Эти вещи вполне реально запомнить даже за 15мин и дальше у ребенка будет какая-то очень маленькая, но позитивная основа для дальнейших занятий. То есть для него английский уже не будет чем-то совсем неизведанным и потому страшным.
    Что касается дошкольников - там уже можно за два раза в неделю по 25мин уже действительно достичь небольших результатов(если б была возможность домашних заданий - было бы больше результатов, но и без них можно научить кое-чему). Вполне реально за год пройти с десяток тем основных, научиться отвечать на довольно много простых вопросов о количестве, цвете, размере, скорости, направлении, имени, возрасте и т.п., научиться выполнять пару десятков простых просьб(сесть-встать, похлопать в ладоши, положить в коробку, раскрасить и т.п.) На мой взгляд, чтоб научить такую большую группу при условии таких коротких уроков нужно очень хорошо продумывать занятие, в том числе и речь учителя. Речь не должна быть совсем куцей и ограниченной только пройденными фразами, но и полностью естественной и непринужденной быть не может. В речи должны много повторяться похожие конструкции, но помимо них должны присутствовать и другие - не стоит, скажем, говорить только в одном времени - вполне можно употреблять разные времена глаголов там, где они уместны. Тем не менее большая часть активностей стоит ставить таких, которые требуют настоящего времени. Здорово дублировать незнакомую фразу знакомой - скажем когда здороваешься можно же сказать Hello! Good morning!, или скажем How are you? How do you feel today? - это позволяет расширять пассивный запас, готовить базу для дальнейшего изучения, привыкать различать знакомые фразы и слова в незнакомом контексте, запоминать постепенно основные структуры и т.п. В любом случае при обучении дошкольников активно используемого ребенком на порядок меньше чем того, что ребенок понимает - такие возрастные задачи даже когда занятия длиннее, а группа маленькая.
    На мой взгляд стоит использовать песенки с умом в таком случае - то есть те, где есть желаемые конструкции и лексика вместе - скажем supersimplesongs - практически идеальный пример. А аутентичные песни добавлять в меньшем количестве и уже когда тема пройдена - для закрепления скорее. Скажем песню "учебную" спеть 4 раза, а аутентичную 1-2. Это на начальном этапе. Непременно вовсю пользоваться TPR - жесты и движения использовать активно и продуманно, вводить с игрушками-картинками, чтоб все виды восприятия задействовать. Вообще очень продумывать то, чтоб сопровождать речь жестами-мимикой-картинками-игрушками. Сказанное детьми по-русски повторять сразу по-английски и вдохновлять их повторять. Отрабатывать хором, но весело новую лексику и конструкции. Чтоб было весело - менять скорость, интонации, тембр речи в процесс - скажем это как мышки, а это как улитки, а это как медведь говорим.
    Важно продумать структуру занятия, стишки-переходы, ввести ее понятно и не менять, чтобы не тратить времени на это.
    Непременно должно быть повторение старого в ходе урока - но в интересной форме, в игре.При этом правила таких мини-игр должны быть довольно очевидны и наглядны, чтоб не тратить время на объяснения.

    ОтветитьУдалить