Описываю наш путь в чтение по-русски без правил, без анализа букв, слогов, без теории. Может, это и есть "полет над строкой" но я с той методикой не знакома ни капельки. Изобретаю свой велосипед удобный для одного конкретного ребенка. Но вдруг, за нами последует кто-то еще?
1. Мы никуда не спешим. Немножко играем в буквы.
Для меня ключевым моментом здесь стала готовность дочки переходить от букв к слиянию их в слова. Иногда мы переоцениваем своих детей, "Буквы все знает! - Ну, пора идти вперед, к слогам и к словам!"
Все мы когда-то научились читать, кто раньше, кто позже. По большому счету, это не гонка, можно взяться за дело самим, а можно дождаться школы.
2. Чтение первых слов. Пусть первым словом у каждого ребенка будет свое имя.
Меня учила старшая сестра. За ней я тянулась. Я очень любила рисовать, а свои рисунки подписывать. Первые подписи выглядели, конечно, так: ТОНА. Я помню, что именно сестра так подсказала, аргументировав, что это во всяком случае лучше звучит чем Т-О-Н-(й)Я. Потом она пошла в школу, выучила правила чтения и переучила меня. Еще были названия магазинов и вывески " Хлеб", "Молоко", "Овощи, Фрукты" - сейчас уж их нет, магазины не такие узкоспециализированные, и не такие пустые, как раньше. Сейчас попробуй найди крупно такое важное и понятное слово как "Хлеб", сейчас будет "Магнолия", "Седьмой Континент" - читай и объясняй :) Зато удобные и короткие слова для начинающих есть у каждого на кухне. Можно учиться за обеденным столом. Сок, чай, кофе, соль, сахар... сейчас все упаковки подписаны, почти нет безымянных свертков, как раньше.
3. Говорящая азбука.
Так называется наш звуковой плакат, который висит уже второй год, но дочка редко к нему подходила и не все буквы выучила. Однако, это даже к лучшему - плакат бы научил правильным названиям букв, а не звуков, которые они обозначают. Ну зачем "и краткое", зачем "ка" "эль", "ха", "ша"? Или их правильная последовательность в алфавите? Это вообще к чтению не имеет никакого отношения. Это эрудированность для более позднего периода.
4. Отказ от Азбуки, книжек для дошкольников, рабочих тетрадей на 5-6 лет. Они у нас есть, но они нас ни капельки не продвинули. (поставлю ка я их на десятое место в этом списке). И в детском саду подход скучный, какой-то школьный. С прошлого года у меня лежит непройденная рабочая тетрадь Е.В.Колесникова от А до Я, (купила по рекомендации воспитателя-логопеда). Гласные, согласные, звонкие, глухие, слоги, ударения... это все какая-то языковедческая теория. Я смотрю на свою девочку - да ей бы попрыгать! Все эти знания могли бы ложиться прекрасно и потом, кода чтение уже освоено, а не наоборот. Но наших деток приговорили к партам уже в детском саду. (Не знаю, всегда ли я так рассуждала, или это уже после ознакомления с обучением чтению на английском?) Английский он сложный, поэтому их программа более щадящая, "babyfriendly", нам есть чему у них поучиться.
5. Волшебный толчок.
Мне двое человек посоветовали купить Письма Гоши. Очень хитрый прием, вроде и не занимаешься, а ребенок вовлечен, старается! Потому что происходит именно волшебство, дружба с неуловимым гномиком. Первый комплект прошли. Стала сочинять свои письма, квесты, подарки прятать. В сочетании с книжками от Русситы (далее еще опишу) она за месяц вполне зачитала и без той тяжкой теории и логопедических упражнений. А ответов сколько написала и своих книжек создала!
Сейчас кажется: почему я сама не догадалась придумывать такие письма изначально?! Это могла бы быть Фея Ира, например. Вот возобновим занятия английским, - точно придумаю феечку, или эльфа, дам ему простое имя из трех букв: Bob или Sam или Kim... Начнем новую переписку, теперь по-английски!
Еще раз о товаре "Я Научу Тебя Читать. Письма Гномика Гоши". Не считаю нужным покупать их наборами. Первого достаточно. А потом сочинять самой. У меня нет претензий к создателям, прекрасный продукт, особенно для занятых родителей или тех, кто не очень любит рисовать. Но подумайте: разве можно напридумывать сто писем адресованных среднестатистическому ребенку :) ни мальчику, ни девочке, с непонятно какими увлечениями, интересами, без реакции на ответы вашего ребенка? Поэтому принцип писем рекомендую всем, но переписка должна стать индивидуальной. Так что мамы, пишите сами!
На фото одно из моих последних писем, сюрприз - бусины, которые я потом прицепила к занавеске, чтобы Тая нашла. Квесты стали непременным сопровождением переписки.
6. Книжки Татьяны Русситы. Продаются наборами из 8 книг. конечно, историями или рассказами их даже и не назовешь, уж совсем мало букв :) а картинки сами выполняют повествовательную функцию. Зато у ребенка есть чувство победы, гордость, что впервые он прочитал целую книжку, от и до! И еще наклейку нашлепал "прочитано". Хитрость? - Да, и очень правильная.
И не важно, что они практически одноразовые. Мы еще не возвращались к прочитаным, они просто украшают полку личных побед. Кто-то зачитывает их до заучивания наизусть. Тоже немало - они свою роль уже выполнили, ребенок читает их сам!
На мой взгляд, этот товар полностью оправдывает свою цену. Хотя, я раньше так не считала. Про то как поменялось мое отношение к книжкам, в которых мало текста, я совсем недавно написала тут. http://mockingbirdforyou.blogspot.ru/2017/10/blog-post_26.html?m=1
Английский язык, западный взгляд на обучение, сборники "Big Beginner Books", BOB books, фониксы, как система обучения чтению, - изменили меня, я теперь ищу аналоги в русском, пока Татьяна Руссита - единственный автор, которого я недавно открыла. Надеюсь на появление новых имен. Русскому языку повезло больше, нам легко усвоить чтение по слогам, и считай готов к свободному плаванию в океане литературы. Но все же, мне нравится этот принцип плавного перехода от слов из двух-трех букв "ой! тут оса!" к четырем "у нас зима, а у вас?" И так далее. Я не вижу этого в букварях. Я вижу там натаскивание на слова, слова, слова, одно сложнее другого: взяли двухсложные, переходите к трехсложным, "корова", "молоток", "капуста". А зачем? Это чтение? В каком-то смысле да. Чтение отдельных лексических единиц. Но не текстов, не книг.
7. О любви к чтению.
Опять обращаюсь к своему детству. Я научилась читать в четыре года. А если выразиться точнее, то я научилась автоматически превращать печатные слова в звуковые в четыре года. Даже длинные слова я произносила не по слогам, а сразу, целиком, с правильным ударениерм. Меня и в школу-то взяли пораньше. Но научилась ли я читать? Помню, мне совершенно не давались даже малейшие абзацы текстов, читала, но не понимала. Не могла их пересказывать, потому что не концентрировалась, а пробегала их автоматически. Чтение ненавидела! Перечитывала страницы по пять раз, чтобы идея наконец дошла. Думаю, что читать, в полном смысле этого слова, я научилась уже подростком.
Именно по этому сейчас я слежу за пониманием текстов дочкой. Для этого я или задаю вопросы, чтобы узнать, как она это понимает, или мы обыгрываем книжки. Что касается первых книжек, которые Тася прочитала самостоятельно, у меня и сомнений не остается, о том, что она их буквально впитала. По памяти она создает свои книжки, иногда пересказывая истории Татьяны Русситы близко к тексту. Вот наш последний самиздат :)
8. Нашим следующим шагом станут книжки издательства Нигма серия "Я Уже Большой" (ссылка). Они меня привлекли своим небольшим форматом, яркими иллюстрациями на каждом развороте, короткими текстами на одну страничку, проставленными ударениями, и, конечно же, ценой. Получается, в каждой книжечке по девять историй (в моем магазине 171 р. а вы найдете дешевле) против восьми историй Татьяны Русситы, около 400 р. за набор.
В дальнейшем, я, возможно, напишу свою рецензию и на них, когда мы к ним приступим.
9. Этот пункт еще пока пуст. Есть вот этот список, может, что-то отсюда возьму (ссылка)
Не исключаю, что возьмемся за комиксы или журналы для детей, что-то из серии Дисней, Смешарики, Винкс...
10. Рабочие тетради и буквари (см. пункт 4). Наверное, настанет время разобраться в теории, классификациях и т.п., просто для развития или для того, чтобы полюбить заниматься и привыкнуть к учебному формату, к школьным заданиям.
А ваши дети с удовольствием учатся по рабочим тетрадкам? В каком возрасте вы к ним приступили?
Комментариев нет:
Отправить комментарий