Тоня, расскажите пожалуйста немного о себе и своей семье. Как началось ваше путешествие в мир английского языка? И каких успехов удалось достичь на данный момент?
- По образованию я лингвист-преподаватель английского. Мне не сразу пришло в голову заняться с дочкой английским. Это произошло тогда, когда мы отдыхали на Кипре, я знакомилась с англичанами и заметила удивление на лице дочки - мама говорит не по-нашему. Ей было полтора года, она уже произносила первые русские слова. В тот момент я подумала, а почему только русские? И стала играть и петь с ней по-английски. Муж английского не знает и по началу был крайне скептичен. Пока не увидел результат. Это произошло не сразу, дочка языки разделяла, с мамой - один, с папой - другой, когда ж ему было заметитить? Должна сказать, что мой английский тогда был как-то забыт или заторможен, пришлось поработать, чтоб раскрепоститься. Наверное, многие мамы, находясь в декрете, чувствуют, как дичают. Я вот, совершенно разучилась общаться, и слова с трудом вспоминались. Я забыла как по-английски черный, я не всегда в простом настоящем добавляла оканчание -s для третьего лица. Проще говоря, я потеряла квалификацию. Но это легко наверсталось. Что меня удивило, так это иллюзия того, что я когда-то язык знала. Пришлось признать, что лингвистическое образование хоть и дало много, но не дало готовности к ежедневному общению с ребенком. Открылся целый мир "детского английского". Из мультфильмов про свинку Пеппу, к примеру, я находила, на мой взгляд, удачные слова, училась давать простые объяснения, например: mirrors are shiny, you can see yourself in it (зеркала блестят, ты можешь в них себя видеть), вместо своего инъязовского: you can see your own reflection, mirrors reflect anything (ты видишь свое отражение, зеркало отражает предметы) Или вот любимое: Detective is somewone who is good at finding things (Детектив, это тот, кто умеет находить вещи). До гениальности просто, согласитесь?
Конечно, спрашивая про успехи, вы имеете ввиду успехи у дочки. Тасе в декабре будет пять лет, а это три с половиной года с английским. Каков же результат? Я обычно говорю, что результата нет, а есть процесс. Можно назвать ее билингвом на сегодняшний момент, если хотите. Для меня же это не какой-то достигнутый уровень, а скорее, программа на несколько лет вперед. Что мне с того, что допустим, она была билингвом в три года, или в четыре года, в пять лет... (цифра может быть любой), а потом я расслабилась и мы язык забыли? И когда наступит он, тот возраст, чтобы можно было расслабиться? Возможно только лет через десять, когда она станет самоорганизовываться и захочет найти круг общения на английском языке. Главное сегодня для меня, что она любит английский. Дома она может играть одна по-английски, видимо знает, что так я охотнее к ней присоединюсь, отвлекаясь от моих ежедневных забот.
Использовали ли вы какие-то «переключатели» с языка на язык когда только начинали заниматься? Сколько сейчас времени в день проводите «по-английски»?
- Переключателей никогда не было. Или был один - daddy is out of this room - отсутствие папы в комнате :-) Сейчас заниматься английским стало трудно: я работаю, дочка в садике, вечером всегда есть домашние дела, на общение остается немного времени. Иногда каких-нибудь двадцать минут, когда мы играем в куклы или занимаемся творчеством. Именно это время я считаю самым качественным, тогда, когда мы взаимодействуем и наш английский находится в активе. Еще спасает пассив, это просмотр мультфильмов и чтение книг. Чтение перед сном английской книжки стало обязательной программой.
Тоня, вы как мама – единственный источник английского языка для дочки? Или вы смогли обзавестись приятными знакомствами с другими англо-мамами или носителями языка? Может быть посещаете какие-то занятия?
- Да, я единственный источник общения на английском. Приятных знакомств вполне хватает, а вот времени, чтобы встречаться у нас совсем нет. В будние дни вечером после детсада куда-то идти, а уж тем более ехать, совсем не хочется. Остаются выходные, но и тогда мы соблюдаем режим обязательных прогулок и дневного сна. На улице я имею привычку прислушиваться к иностранной речи на детских площадках. Мечтаю подружиться с семьей носителей, проживающих в нашем районе. Было бы неплохо,
еслиб это была семья из США или Великобритании, с девочкой от пяти до десяти лет, и чтоб жили в соседнем подъезде :-)
Начали ли вы уже постигать азы чтения на английском языке? Какую методику выбрали? Результаты уже дают о себе знать?
- Азы чтения для нас пока лишь ограничились изучением букв. Мне понравилась методика English Phonics, пробуем продвигаться от звуков к закрытым слогам, это самое начало пока. С другими методиками знакома совсем вскользь, подозреваю, что с ними можно открыть новый мир обучения чтению. Но по большому счету мне все равно когда и каким способом мой ребенок научится читать. Я знаю, что рано или поздно это произойдет, я лишь жду пока моя дочка до этого созреет, не хочу проявлять лишнего упорства и отбить желание.
Как вы работаете над повышением своего уровня английского? Или в этом не возникает необходимости?
- Нет предела совершенству, я не носитель и мне есть к чему стремиться. Я стараюсь много читать неадаптированной литературы, смотреть фильмы и телешоу, пользуюсь словарем и в своей квартире вывешиваю списки слов к заучиванию.
Что бы посоветовали мамам, кто владеет только азами английского языка (на уровне умения составить несколько простых предложений) – стоит ли начинать обучать малыша языку? Или лучше сначала подтянуть свой уровень?
- Если есть желание общаться на английском со своим ребенком сейчас, то это нужно делать сразу, не откладывая. Каким же должен быть тот уровень, при котором уже можно приступать? Никто не скажет где грань между "пока нельзя" и "уже можно". Зато с каждым днем общения на иностранном языке уже идет ваш личный прогресс. Не "сначала подтяну свой уровень, а потом начну разговаривать с ребенком", а наоборот: сначала начну говорить, вот тогда и подтяну. А то это похоже на ситуации вроде: сначала похудею, потом надену красивое платье, встречу мужчину своей мечты и т.д. Нужно сегодня носить красивое платье, то что подчеркивает достоинства сегодняшней фигуры, а не то что висит в шифоньере, на два размера меньше. До него может никогда дело не дойти.
А посоветовать могу прежде всего, искать общения с такими же мамами энтузиастками, с экспертами в английском, с теми кто уже преуспел, кто может поделиться материалами, глоссариями, подписываться на сообщества вконтакте, - ведь это самый богатый ресурс любой информации. И все это бесплатные возможности повышения своего уровня английского. Конечно, можно быстренько найти курсы английского и отнести им свои денежки. Но для вашего ребенка эффект от ежедневной практики английского дома будет гораздо сильнее любых курсов. Если мама говорит по-английски в любых условиях, то и ребенок заговорит. Только не подумайте, что я против платных ресурсов. Я являюсь педагогом в детском развивающем центре и рада каждому ребенку. Просто до определенного возраста, скажем, до школы, родители имеют наибольший авторитет в развитии речи у своих детей.
Не могу умолчать еще об одном способе повышения своего уровня: покупать конспекты уроков для самостоятельного обучения с детьми. Такие конспекты, как правило содержат всю необходимую лексику на определенную тему, аудио и видео материал, творческие задания и глоссарии к ним. Заниматься по ним интересно и очень продуктивно. Я сама состою в группе Инглишонок и довольна и языковым уровнем, и богатством материала, и обратной связью.
Всегда ли процесс воспитания на 2-х языках шёл для вас с дочкой гладко? Не возникало трудностей, которые бы могли пошатнуть ваше намерение заниматься с дочкой английским?
- Это очень интересный вопрос. Думаю, у меня несколько раз бывали моменты слабости, когда я думала, а на долго ли меня хватит? А не является ли это очередным увлечением, которое забудется и забросится, как тот этюдник, который я в конце концов продала? Все может быть. Но когда успех очевиден, есть стимул и силы двигаться дальше, и это уже не кажется сложной задачей.
Могу поделиться поводами своих беспокойств. Иногда мне казалось, что наш английский, это особый код, на котором мы общаемся и он является препятствием к социализации ребенка. Но я решила не оправдывать ее застенчивость, а подталкивать к знакомствам на детских площадках. И она уже делает успехи. Недавно мои рассуждения привели меня к совершенно надуманным волнениям. Мне показалось, что наш английский делает моего ребенка белой вороной и она многого не успевает усвоить из того, что усваивают ее сверстники. Но потом вспомнила имена детей в ее группе: Зебо, Умар, Табият и Ширин. Я решила, что каждый из нас является в чем-то белой вороной, мир многообразен и это прекрасно!
В конце интервью я обычно прошу дать какое-то напутствие начинающим англо-мамам, но для Вас у меня иной вопрос! Поделитесь каким-то «строгим НЕ» при воспитании ребёнка на 2-х языках.
- НЕ бояться. Не бояться себя, ребенка, мнения других людей. Не бояться казать не то и не так, не бояться делать ошибки. И НЕ бросать ;-)